У наших пациентов, впервые столкнувшиеся с онкологическим диагнозом, появляется множество вопросов: что такое, например, адъювантная терапия? Неоадъювантная? Куративная? Паллиативная? Что означает данная схема лечения, и какие последствия возникают при подборе дозы и интервалов приема лекарств? Специалисты всегда будут стремиться к тому, чтобы в каждой ситуации найти правильный метод, а также рассказать пациенту о шансах, цели и условиях лечения.
Адъювантная терапия
Термин «адъювантная» используется в том случае, когда наиболее успешный этап лечения (обычно это операция) уже проведен, а дальнейшие шаги (химиотерапия или лучевая терапия) должны теперь улучшить или сделать более достоверным результат лечения. То есть адъювантная терапии – это лечение для подстраховки, повышения безопасности, большей гарантии успеха, предотвращения рецидива. Часто адъювантная химиотерапия используется при раке молочной железы ( рак груди), при колокарциноме (рак толстой кишки) и раке прямой кишки (колоректальный рак), в некоторых случаях также при бронхиальной карциноме ( рак легких).
При некоторых заболеваниях, к сожалению, по статистике существует риск развития рецидивов в сочетании с метастазами через некоторое время после радикальных операций. Считается, что их вызывают «спящие» раковые клетки. Невозможно предсказать, есть или нет у конкретного пациента данная мелкая диссеминация раковых клеток. Адъювантная терапия всегда проводится на основании статистических данных о возможных рецидивах и возможной пользе адъювантной терапии (статистическая медиана). А поскольку ее делают, когда не удается точно верифицировать опухоль с помощью обычных методов, – не удается и стопроцентно гарантировать достижение цели лечения с их помощью. При этом мы стараемся предоставить нашим пациентам информацию относительно эффективности всех мероприятий.
С адъювантной химиотерапией связано одно важное обязательство: есть научные доказательства того, что АХТ рака груди только в том случае достигает гарантированного статистического результата, когда не происходило выраженного изменения дозировки и времени приема препарата. То есть если пациенты получали полную дозировку препаратов, несмотря на возможные побочные эффекты, а также если не проводилось выраженных изменений времени приема лекарственных препаратов. Поэтому «добрые доктора», которые для лучшей переносимости удлиняют на пару дней сроки лечения, наносят пациентам вред: побочные эффекты уменьшаются, но смысл лечения нивелируется. Считается, что этот принцип относится и к другим протоколам химиотерапии при других заболеваниях.
Неоадъювантная терапия
Перестановка схем лечения, при которой сначала проводят описанную выше адъювантную терапию, а уже после приступают к классическому лечению, которое наиболее эффективно (как правило, хирургическому).
Самый показательный пример – колоректальный рак. Раньше сначала проводили операцию, а затем облучение в качестве дополнительного лечения для обеспечения большей безопасности. Сейчас доказано, что в некоторых случаях лучших результатов можно достигнуть, если в первую очередь провести неоадъювантное (предупредительное) комбинированное лечение (химиотерапия плюс облучение), а только затем операцию.
Эффективность неоадъювантной терапии (в отличие от адъювантной) может быть измерена в каждом конкретном случае, так как отмечается уменьшение размеров опухоли до операции. Однако решение о применении неоадьювантной или адьювантной терапии в каждом конкретном случае принимается на онкологической конференции по каждому пациенту индивидуально. Здесь неуместно применение шаблонов.
Куративная терапия
Схема лечения или последовательность видов лечения (комбинации хирургического лечения, химиотерапии и облучения), направленная на достижение только одной цели: излечение от рака. При этом ради этой приоритетной цели в некоторых случаях не учитываются побочные эффекты, возникающие в ходе лечения.
Паллиативная терапия
Иногда врачи понимают, что не в состоянии окончательно излечить конкретного больного с помощью активных противоопухолевых мероприятий (хирургическое лечение, облучение, химиотерапия, гормональная терапия, антитела и т.д.). В этом случае при применении всех этих методик стоят другие цели: уменьшение боли, увеличение продолжительности жизни, сохранение или улучшение качества жизни. В каждом подобном случае врач и пациент должны тщательно взвесить, должны ли учитываться дополнительные недостатки активного лечения.
В большинстве случаев все вращается вокруг одного вопроса: имеется ли вероятность возникновения побочных эффектов, и оказывают ли они влияние в каждом случае на продолжительность и качество жизни? Не окажется ли лечение хуже, чем сама болезнь?
Внимание, очень важно! Термин «паллиативная терапия» не обязательно означает, что онколог считает, что пациент умрет от рака. Это всего лишь означает, что рак вылечен не будет. Но продолжительность с жизни пациента при этом может быть не меньшей, чем без онкологии. К примеру, средний срок жизни при некоторых видах рака предстательной железы и так называемого «возрастного лейкоза» (хронический лимфоцитарный лейкоз) выше, чем при некоторых сердечно-сосудистые заболеваниях.
Поддерживающая терапия
Иногда врач понимает, что любое активное противоопухолевое воздействие (цитотоксины, облучение, операция и др.) принесет пациенту больше вреда, чем пользы. В этом случае проводятся только поддерживающие мероприятия, такие как обезболивание или переливания крови. В этом случае цель лечения – поддерживающая терапия (но при этом часто данный раздел медицины называют не «паллиативной терапией»).